Средства управления грузоподъемными механизмами
Управление грузоподъемными механизмами: пуск, остановка, изменение направления и скорости вращения электродвигателей – осуществляется механическими или магнитными контроллерами, крановыми концевыми выключателями и резисторами.
Контроллеры
При работе крановой установки используются контроллеры следующих типов:
- механические барабанные при работе на небольших нагрузках, при частоте переключений до 120 в час;
- механические кулачковые при работе на средних и сложных режимах, с частотой переключений до 600 в час;
- магнитные контроллеры, которые используются на кранах средней и большой грузоподъёмности.
Магнитные контроллеры универсальны в применении. Переключение силовой цепи осуществляется с помощью командоконтроллеров и контакторной панели, устройство позволяет автоматизировать процесс пуска, торможения или обратного хода электропривода, улучшая температурный режим и условия работы двигателя.
Концевые выключатели
Крановые концевые выключатели позволяют избежать предельно-допустимые положения при работе крана. Этот тип аппаратуры управления грузоподъемными механизмами позволяет ограничить ход моста, тележки и крана, блокировать люки или двери кабины.
Типы концевых выключателей:
- выключатель с самовозвратом в исходное положение, применяются для управления механизмами передвижения;
- выключатели вращающегося типа, отвечающие за механизм подъёма и ограничение положения крюка вверху и внизу;
- рычажные концевые выключатели поворотного типа, ограничивающие конечные положения крана.
Концевые выключатели характеризуются простотой, высокой степенью надёжности, их широко применяют в грузоподъёмных механизмах.
Крановые резисторы
Крановые резисторы используются для пуска, торможения и регулировки скорости электроприводов, в цепях возбуждения и управления, в тормозных и подъёмных электромагнитах. Резисторы бывают регулируемыми и нерегулируемыми, их выбирают исходя из условий режима работы крана. Чаще всего применяются следующие резисторы:
- пусковые резисторы нужны для ограничения тока при запуске э/двигателя,
- регулирующие – для регулирования частоты вращения электропривода,
- добавочные – для ограничения напряжения,
- тормозные – для ограничения тока при торможении двигателя,
- разрядные – для защиты катушек и обмоток от высокого тока и т.п.
Крановые резисторы изготавливаются в виде чугунных или стальных элементов (ящиков). Ящики изолируются, а т.к. при работе они сильно нагреваются, необходимо обеспечить их охлаждение.
Защитные панели
К аппаратуре управления и защиты грузоподъемных механизмов относят защитные панели, представляющие собой металлические шкафы с установленной аппаратурой. Шкаф закрывается дверью. Размещается шкаф обычно в кабине крана, его замок сблокирован с главным рубильником.
Крановая техника является объектом повышенной опасности, поэтому при эксплуатации крана к защитным и управляющим элементам требуется особое внимание.
Устройства дистанционного управления грузоподъёмными механизмами позволяют сэкономить деньги и упростить работу. Так, при переводе мостового или консольного крана на управление с пульта его регистрация в Ростехнадзоре не обязательна (для оборудования грузоподъёмностью до 10 тонн). Это означает, что управление грузоподъемными механизмами с пульта избавляет предприятие от затрат на экспертизу промышленной безопасности, а также позволяет экономить на персонале. Переоборудование крана на управление с пульта позволяет уменьшить расходы на персонал: работу стропальщика и крановщика может выполнять один человек.
За счёт сокращения операций повышается производительность труда и безопасность работ: оператор лучше видит траекторию перемещения груза.